Рассказать друзьям:   

с 8 июля 2016 г.
История вагонетки. Авторская выставка Леонида Москалёва.

Открытие: 8 июля в 16.00

Фоторепортаж с открытия >>

8 июля 2016 года в 16.00 в Культурном центре «Лига», на площадке «Музподвал» (Коломна, ул. Лажечникова, 5а), состоится открытие авторской выставки Леонида Москалёва «История вагонетки». Вход в день открытия — свободный!

2016-07-08-anons-01Выставка «История вагонетки», идея проведения которой принадлежит Леониду Москалёву, а большинство экспонатов выполнены его руками, с успехом прошла в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге в начале 2016 года. Выставка – своего рода творческий отчёт мастера в год 50-летия.

И вот теперь выставка «История вагонетки», которая за прошедшее время приросла новыми уникальными экспонатами, будет представлена жителям и гостям Коломны.

В дальнейшем выставка будет работать ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 11.00 до 18.00. По выходным дням в 12.00, 14.00, 16.00 и 18.00 будут проводиться экскурсии.

2016-07-08-anons-03

Человек не сразу осознал, что груз легче не тащить, а катить. В четвёртом тысячелетии до нашей эры было изобретено колесо, на совершенствование конструкции которого ушли затем долгие столетия. Гораздо позже, когда пришло понимание, что колёса телеги гораздо лучше будут катиться по направляющей колее с твёрдым покрытием, были предприняты первые попытки создания «колейных» дорог.

В средневековых рудниках появились лежневые дороги, по деревянным рельсам которых люди передвигали деревянные вагончики с деревянными колесами. В XV–XVI веках в копях Западной Европы деревянные лежни для вагонеток прокладывались повсеместно. На заводских дворах России также использовались лежневые пути, по ним перемещались вагонетки, называемые «собаками» за громкий лязгающий звук, издаваемый при движении.

2016-07-08-anons-05

В XVI веке в карьерах стали использовать гладкие деревянные бруски, зарытые в землю. Телега или вагонетка по таким «рельсам» катилась легче, чем по обычной дороге, и лошадь могла везти значительно больше груза. В 1680 году в Англии от рудников Ньюкасла к порту на реке Тайн была проложена первая дорога с деревянными направляющими лежнями, использовавшая силу гравитации. Гружёные углем вагонетки сами катились под уклон к порту. Кондуктор, сидя в вагонетке, регулировал скорость при помощи рукоятки рычажного тормоза, а лошадь трусила сзади на поводке. Затем лошадь тянула в гору пустую повозку.

Одновременно с развитием рельсового пути формировался и технический образ вагонетки – небольшого лёгкого открытого вагона малой вместимости, предназначенного для перевозки грузов, а иногда и людей.

2016-07-08-anons-04

На базе вагонеток общего назначения стали формироваться узкоспециализированные: грузовые, пассажирские и специальные. Грузовые вагонетки приобретали различия в конструкции, в зависимости от производимых работ и перевозимых грузов.

В конце XIX века, с ростом и укрупнением промышленных предприятий, для внутризаводских перевозок большого количества рабочих потребовались и пассажирские вагонетки.

Несомненно, что именно вагонетка, которая и до настоящего времени остаётся самостоятельным востребованным видом транспорта, в то же время стала основоположником всех современных видов подвижного состава: пассажирских и грузовых вагонов, локомотивов, трамваев.

Одну из разновидностей вагонеток – вагонеты военно-полевых железных дорог, выпускал в конце XIX – начале XX веков Коломенский паровозостроительный завод.

2016-07-08-anons-06

Автор выставки – Леонид Москалёв, инженер путей сообщения, журналист, профессиональный макетчик, изготовивший на данный момент более 60 диорам и действующих железнодорожных макетов.

Леонид опубликовал несколько десятков статей, автор ряда книг, среди которых особняком стоит монография «Наши узкоколейные паровозы», выпущенная в 1997 году. В 2011–2012 гг. при поддержке ОАО РЖД вышло в свет трёхтомное издание «Искусство железнодорожного моделизма», написанное Леонидом Москалёвым в соавторстве с Андреем Мясниковым и Львом Рагозиным. Леонид член Союза журналистов России.

Леонид Москалёв дважды награжден почетным дипломом МПС РФ, удостоен почетной грамоты МПС РФ, награжден именными часами Начальника Октябрьской железной дороги, дважды награжден именными часами Министра путей сообщения РФ, а также иными дипломами и грамотами.

Леонид увлёкся темой истории вагонеток несколько лет назад и за это время построил почти 100 точных копий различных вагонеток и минидиорам с их участием.

Наконец, год назад, он соорудил точную реплику в масштабе 1:1 вагонетки XVI века, оригинал которой хранится в Берлинском техническом музее.

Выставку «История вагонетки» подготовили Культурный центр «Лига», Издательский дом «Железнодорожное Дело» при поддержке Переславского железнодорожного музея, Ольги и Михаила Кученевых, ОАО «Коломенский завод», Музея трамваев Андрея Мясникова и Благотворительного фонда «Коломенский кремль».

Справки по телефону: 8 (496) 612-03-37; 8-916-955-01-47.

Скачать пресс-релиз >>

2016-07-08-371

«Музподвал»
Коломна, ул. Лажечникова, 5а
Тел.: 8(496) 612-03-37
8-916-955-01-47

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий