Рассказать друзьям:   

Гостями коломенцев на продолжении сезона бардовских вечеров 7 октября стали сразу две Марии – Мария Махова, поэт, автор песен, писатель, драматург, педагог из Иваново, и альтистка Мария Федотова из Москвы. Необычное сочетание голоса, гитары и альта (о второй составляющей концерта скажу чуть позже). Не у меня одного в ходе встречи возникла ассоциация с театром или, может быть, кабаре. Неудивительно, ведь по второму образованию Мария Махова ещё и режиссёр. Концерт, он же спектакль, одновременно был и презентацией новой книги поэта, давшей название мероприятию, – «Быть» – седьмой по счёту, кстати.

Заочная полемика с Уильямом нашим и принцем датским не была вынесена на поверхность, не афишировалась открыто, но внутренний нерв всё равно чувствовался. В книгу стихов «Быть» вошли произведения, написанные за последние годы. А на годы эти выпала, как известно, беда пандемии. На выход же книги пришли куда более трагичные времена. Так что на тематику стихов и на их исполнение это, безусловно, наложило отпечаток. Отпечаток временем. Тем не менее, в стихах и песнях Марии непременно оставался лучик надежды, ангел, летящий с неба, свет в конце тоннеля. Каждый настоящий поэт или автор песен создаёт свой собственный мир, населяя его своими лирическими персонажами. У Марии Маховой персонажи эти, с учётом театральности произведений: шарманщик, старьёвщик, фонарщик, извозчик, некто Петров, синяя собака с глазами-звёздами, жираф, вытягивающий шею, шляпа, мечтавшая о голове, Коломбина, историю которой уже не изменить, Мадлен, посвящённая Ольге Чикиной (о ней расскажем чуть позже). Есть и реальные обращения: мама, бабушка. Но даже сквозь трагичность историй просвечивает надежда. Несколько цитат: «…птица в небе глотает солнце и видит смерть, /смерть, сжимаясь, уходит в точку и видит жизнь»; «Когда же я / выверяя шаг, /пройду туда, /куда не спешат, / когда придёт мой / прощальный час – /любовь моя не оставит вас». И здесь нельзя не вспомнить об этом качестве больших мастеров: возможность пожалеть, полюбить, спасти каждого на планете Земля, взять на себя ответственность за это. Слабых и сильных, стариков и детей, добрых и злых, отчаявшихся и надеющихся, людей, зверей, всё живое и даже неживое.

Голос и гитару Марии Маховой дополнял в тот вечер альт Марии Федотовой. И нельзя сказать, что это просто аранжировка или украшательство. Густой, сочный голос альта звучал самостоятельно и дополнял, развивал мелодию и смысл песни. Так что вторая Мария стала равноправным соавтором действа. Ассоциации возникали разные – и пусть не обидятся на меня музыканты и авторы – от Елены Камбуровой, Ирины Богушевской, Алины Симоновой, Вероники Долиной, через Стефана Грапелли и до Ольги Чикиной. К слову, давний друг нашего города вскоре выступит здесь, а именно 22 октября. Спешите брать билеты!

В завершении немного о грустном. Когда-то Анна Ахматова не смогла найти домик, где жил Борис Пильняк. Это и немудрено, ведь Пильняка уже не было в городе, а может, и в жизни. Поэт Мария Махова тоже хотела найти домик Пильняка и тропы, где ходила Ахматова. Но не успела из-за наступления темноты и пробок. А ещё она хотела встретить много интересующихся слушателей. Но мы-то что проходим мимо? Больших и хороших поэтов, которые к нам ещё приезжают. Ведь мы пока живы, кажется.

Быть

Вот и с тобой – так.
Это не жизнь – бред
Видишь, какой мрак?
– Нет, – говорю, – нет.
Лодка дала течь.
Плот унесло вдаль.
Стоит игра свеч?
– Да, – говорю, – да.
Времени нам – чуть.
Оборвалась нить.
В чём же тогда суть?
– Быть, – говорю, – быть.

Стихотворение: Мария Махова
Текст: Михаил Мещеряков
Фото: Ростислав Буров

IMGP2927 IMGP2954 IMGP2935 IMGP2945 IMGP2970

Похожие записи

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий