ГОРОД N. В ГОРОДЕ К.

Рассказать друзьям: |
В арт-галерее «Лига» 26 мая 2016 года состоялось открытие персональной выставки коломенского живописца, члена Союза художников России Павла Зеленецкого «Город N».
Фото экспозиции:
.
ГОРОД N. В ГОРОДЕ К.
(выставка художника Павла Зеленецкого)
И снова – новый Павел Зеленецкий. Художник, мастер, одной самых важных ценностей личности которого, является постоянная потребность к творческому преображению. Он не переносит состояния удобной, раз и навсегда проложенной колеи, вызубренного наизусть фарватера, потому как в искусстве любого рода накатанная дорога ведет только в одну точку – в тупик.
Каждый раз, когда он ощущает, что в его деле начинают проявляться тенденции к стандарту, он начинает путем, чаще экспериментальным, подчиняясь только наитию, нещадно ломать собственные стереотипы. В искусстве, где абсолютная свобода, возможность полета безграничны, бесконечность этого многовекторного пространства иногда приводит к обратному: найти свой единственный вектор, обкатать свою колею, назвать своей манерой, творческой нишей, удобно расположиться в ней и почивать на лаврах, ежели такие последуют.
С Зеленецким все с точностью до наоборот. Его узнаваемость, почерк сохраняются, но лишь настолько, насколько это не мешает непрекращающемуся художественному эксперименту. Только в одном он постоянен: в теме живописи. Его внимание, его любовь в изобразительном искусстве отданы раз и навсегда единственной тематике – русской провинции, ее городам, городкам и землям вокруг.
Он снова привозит с пленэров этюды, где запечатлены обличья наших малых городов, но его городские пейзажи стали более архитектурны, с подчеркнутым содержанием индивидуальных черт. Ростов, Малоярославец, Старица, господин Великий Новгород, Осташков, Калязин, Мстера, Коломна… От этих названий веет неизбывным русским духом, русской литературной классикой – от Пушкина, Гоголя, Лажечникова, Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобылина, Тургенева, Чехова до Астафьева, Белова, Трифонова, Пришвина, влюбленного в русскую провинцию Паустовского, многих, для которых кистью и красками было слово. И этим же духом абсолютно заполнены, проникнуты, пропитаны работы Павла Зеленецкого в его выставке «Город N».
Нынешний Зеленецкий более лаконичен в графических деталях, более определенной и строгой стала палитра. Отложив в сторону вторичное, он оставляет визуальную первопричину изображаемого. Пространство на картине звучит точной и эмоциональной репликой, и проза превращается в поэзию. Это ведь и есть качество истинной поэзии: соединяя графику слова с красками интонации, мы получаем четкий образ, но несказуемое – главное в стихе – все равно живет только между строк. Так и в изобразительном искусстве, в настоящей живописи: истина образа всегда обитает в эфире, заполняющем прориси и объемы видимого мира.
Умение разграничить степень детализации, но не впасть в абсолютизм символа и при этом сохранить секрет высоких обобщений, многозначность простого, это чувство творческой меры само и есть мера таланта и мастерства. Она нынче открывается нам в стенах этой выставки, и мы умышленно избегаем здесь подробного разговора об отдельных работах, выделяя одни, опуская размышления о других. Это – общая территория, которую нельзя дробить в угоду желанию высказать о чем-то отдельное мнение. Только одна работа чуть-чуть выделяется из этого художественная собрания и не дает покоя, будто желает сама, чтоб о ней рассказали. Она, на первый взгляд не самая яркая, но в ней сокрыт стержень всего, что растворено в благодатном воздухе Города N.
«Каждому свое…». Художник будто подсмотрел из-за монастырской арки, сложенной из окатанных булыжников, как через двор, сутулясь, – от возраста преклонного, видно, – идет насельник обители. Фигурка его в черных одеждах мала, вдалеке не сразу и углядишь, но потом становится ясно, что она – важнейшее здесь. Во дворе свалены поленья, лежат нестройные горки сероватого от таяния снега, отваленные от тропы посередь. Сыро. Пасмурно. Но почему же тогда возникает мысль, что у старика-монаха его свое, которое уж точно не комфортней, чем мое свое, в чем-то лучше, честнее и предпочтительней? Мало кто из нас променял бы мирской благоустроенный быт на строгую, постную для тела и трудную для духа монашескую жизнь. И все бы ладно, но вот художник – вольно или невольно – задает очень серьезный, ключевой вопрос: так почему же, заглядывая глазами Павла Зеленецкого в этот серый, неуютный двор, я ощущаю какое-то непостижимое духовное превосходство того бытия перед тем, что я называю жизнью? И то, что я называю лишениями, есть только избавление от излишеств, от которых мне трудно отказаться, а почему – даже говорить не хочется?..
…Город N. мог бы существовать в реальности, да, видимо, и существует, сложившийся в веках, выстоявший против временного и суетного. В этой виртуальной экскурсии, которую совершенно безвозмездно предоставляет зрителю Павел Зеленецкий, восстанавливается облик скромной, но прекрасной, с виду тихой, но сильной духом, как русская красавица, родной провинции. Хочется вернуться, чтобы побыть еще в Городе N., увидеть снова золотые и бирюзовые купола храмов, белые и терракотовые стены обителей и древних городищ на просторах губерний и уездов, запечатанные навсегда в картинах художника Павла Зеленецкого его трудами, талантом и преданностью делу.
Елена Прокопенко
Ещё по этой теме:
Персональная выставка живописи Павла Зеленецкого «Город N»
Фоторепортаж с открытия выставки Павла Зеленецкого «Город N»